Турагенты оценили новый способ борьбы со скидками в туризме

Туроператор предложил схему, по которой турист платит ему напрямую.

Турагенты оценили новый способ борьбы со скидками в туризме

Большинство турагентов поддерживают новую схему оплаты туров, которую вводит туроператор Space Travel. Об этом свидетельствуют результаты опроса, проведенного в соцсетях портала Profi.Travel: по состоянию на 27 июля «за» высказались 54% респондентов из 550-ти.

Согласно этой схеме, турист должен заплатить за тур напрямую туроператору, а тот сам перечисляет агенту комиссию в течение 3 дней после полной оплаты. Отметим, что подобная система действует на туристическом рынке в США.

Компания позиционирует ее как более безопасную, мотивируя это тем, что в случае возникновения спорных ситуаций ответственность в любом случае будет на туроператоре, и даже при аннуляции тура агент сможет сохранить свою комиссию, так как она будет признана ФПР. При этом турист видит, что цена за тур в туроператорской компании такая же, как у агента.

45% респондентов, поддержавших такую схему, мотивируют это тем, что она позволит избавить рынок от скидочников — агент не сможет «делиться» своей комиссией. А также избавит розницу от чарджбеков и исков. Около 9% согласились и отметили, что это мировая практика. Еще порядка 6% считают, что такая система оплаты приживется, только в случае закрепления ее на законодательном уровне — ведь если один туроператор будет включать комиссию в стоимость тура, а другие нет, это поставит его в неравное положение со всем рынком и ударит по продажам.

Около 27% турагентов выбрали вариант: «Пока воздержусь и посмотрю, как это работает. Много вопросов», — и только 9% настроены отрицательно, считая большим минусом невозможность оплаты наличными, особенно в регионах.

В обсуждениях этой темы в соцсетях мнения также разделились — от «всеми руками за!» до «никогда не буду так работать!». Кто-то считает, что такой вариант оплаты ведёт к постепенному вытеснению турагентств, так как турист привыкает платить напрямую туроператору. Аргументы против также включают в себя опасения за юридическую правомерность такой схемы. Ряд представителей туристической розницы полагают, что в случае судебного разбирательства сумму иска могут взыскать именно с них как раз потому, что договор у туриста с турагентством, а оплата идет в другое юрлицо — туроператору. Те, кто «за», объясняют: схема подразумевает возможность стать самозанятым и соответствующее снижение налогового бремени.

Если у вас есть свое мнение по этой теме — делитесь им в комментариях.

Только важное. Только для профи.​

Написать комментарий

Для того чтобы оставить комментарий нужно авторизоваться на портале

13 комментариев

01 августа, 13:22
Только важное. Только для профи.​ Почему здесь туристы ?
01 августа, 13:21
ТА заключил договор с туристом, выписал счет на оплату оператору, турист ушел и не стал оплачивать. Когда бронировать тур- при заключении договора? после оплаты? Рейсы регулярные не "висят"на брони. Курс валют каждый день меняется. Оплата по ссылке в месте заключения договора - если у туриста наличные ? Подписи-печати ТО в договоре нет, туристы не хотят платить неизвестно кому-платят по реквизитам в договоре (ТА). У ТО нет договора с туристом. , Деньги пришли по заявке ТА, Оплата по договору поступила, значит услуга подбора оказана, договор заключен. В счете на оплату от ТО - сумма договора минус агентское вознаграждение, к оплате за минусом вознаграждения. Оплата безнал с отчетными документами. В договоре ТО-ТА включить, что агентское вознаграждения является ФПР в случае расторжения договора с туристом. Одной фразы в договоре достаточно. Зачем ТО агентские деньги на р.счете? ТА работу выполнил-деньги получил.
Гур
29 июля, 08:44
Инициатива хорошая, современная, давно пора было её внедрить, по другому агентов-скидочников не убрать с рынка.
Но это не избавит наш рынок от ещё одной проблемы - не профессионализма. Туристы всё больше бронируют отдых самостоятельно в том числе и потому, что не видят преимуществ агента, кроме как получить скидку от цены ТО. Большая часть агентов не может предложить какой-то особо ценной информации, которую бы турист не нашел самостоятельно.
И смысл тогда этого звена, когда я как турист найду всё, что мне нужно в интернете и забронируй тур напрямую у ТО!?
Мария
29 июля, 02:34
Давно было пора узаконить такую схему продаж, клиентский сервис ценят и не уйдут из агентств, ни один туроператор не будет часами консультировать туриста, деньги агентствам будут переводить "автомотизировано", технически это легко настраивается и у агентств тоже будет уверенность в завтрашнем дне и какая-то стабильность; будут цениться эксперты, профессионалы, а не скидочники, которым кроме как низкой ценой и держать-то нечем. Самозанятыми туристы не станут, юридически нужно всё равно ООО или ИП, сейчас напрямую на сайте ТО не больше 10% покупают. Хорошо бы на законодательном уровне подборки туров сделать повсеместно платной услугой, как у риэлторов, ты можешь не покупать через них, но за то, что тебе подбирали варианты, ты всегда заплатишь, они ценят своё время и труд; да и к врачу приходишь на консультацию всегда заплатишь, будешь ли ты этой схеме лечения следовать или нет - решаешь сам, но то что тебя консультировали, выдали результат - всегда заплатишь, и за повторный приём, никто с тобой часами бесплатно сидеть консультировать не будет и круглосуточно им не поназваниваешь, как турагенту. Ты делишься с ними профессиональными знаниями, ты на образование своё сколько потратил, а они твои подборки берут, бронируют на сайте отеля и потом сами идут на визу подавать; всё сами могут сделать кроме знания отельной базы, так почему эти знания и твоя экспертность для них бесплатны, а у риэлторов - за деньги; у нас похожие услуги и разбираться надо во всех странах, а не в одном городе как у риэлторов....
Гость
29 июля, 05:22
Нормальный риелтор давно работает по такой схеме - за подбор, показ и проверку квартиры получает фиксированную оплату, а не %.
Вы готовы за продажу дорогого тура получить 5 тысяч за консультацию, а не 50? Потому что обосновать 50 будет сложно))
01 августа, 12:39
Почему все забывают про налоги ? Агентство получает не чаевые, а деньги за работу и платит налоги с полученной суммы . Дорогой тур обычно требует больше знаний и времени .Нельзя сравнить показ квартиры , продажу одежды, поход в парикмахерскую и др. с продажей туров. Продажа туров- всегда анализ, маркетинг, психология, знание географии, климата, особенностей страны, отельной базы и тд и тд. в одном заказе.
Сергей
01 августа, 20:48
Марина, полностью согласен!!! Реализация дорогого или сложного тура, это всегда время и высокая экспертность. Это не пакет в Турцию с оформлением заявки в системе он-лайн у туроператора (что в принципе действительно может клиент сделать и самостоятельно). И вот тогда встаёт вопрос почему такая непростая услуга должна стоить 100 долл для компании, а для менеджера соответственно еще меньше.... Всех скидочников за борт!!!! Только тогда можно будет что то развивать и планировать в туризме, а не собирать хлебные крошки. И туристов адекватных тогда на всех будет хватать....в этом можно не сомневаться. Нужно уважительно относиться к клиентам и требовать такого же уважительного отношения к себе!!
Сергей
29 июля, 18:48
Не знаю как насчет подборки квартиры, но если заключаешь договор с риелтором на подбор коммерческой недвижимости (под магазин или офис), то стоимость таких услуг от 25 до 50 процентов независимо от результата. И обычно 50-100 процентов если Вы в итоге арендуете.... Такой процентовки в туризме никто и не видел никогда, даже если продал тур. А если не продал, то твоё вознаграждение это общение с клиентом (типа отработал....). Потом не забывайте что в туризме фиксированный оклад довольно небольшой (если сравнивать с другими коммерческими областями). В туризме никто фиксов по 80-120 тыс не получает, как например в it - компаниях. А чем наши знания хуже их....или думаете чтобы стать настоящим экспертом, то достаточно повисеть в интернете. Многие так думают....отсюда и тысячи непрофессиональных турагентов которые портят общую картину, а потом туристы делают из-за этого такие выводы. Мы например в клиентском тендере на 50-100 долл. никогда не участвуем. Но при этом клиенты годами с нами и очень довольны нашей работой. Клиент которому многое без разницы, а вопрос только цены - это либо самостоятельный турист (пожалуйста двери в мир открыты, зачем тогда звонить...) или тот кому в принципе без разницы что и как, лишь бы поехать.... а возмущаться уже потом. И такой клиент никогда не будет постоянно с тобой, потому что он не получает главного для него - супер низкой цены. А есть клиенты которых интересует в путешествии намного больше, и они понимают, что бесплатно работу проводят только альтруисты (или дураки), а им такие бесплатные турагенты не нужны. Они очень требовательны к мелочам, это так, но они и не стараются залезть в нашу комиссию (замечу не такую большую 8-10 процентов) понимая, что у каждого своя работа за которую нужно получить деньги. Они любят свой труд и уважают труд других. По другому рассуждают либо рвачи, либо те кто хочет поехать куда то не по средствам, но очень хочет и всё!! Но для таких это уже другая сказка....)) а я не сказочник. Никого не хотел обидеть, просто написал как есть, из многолетней практики. Спасибо за внимание!!
Я за!!! Нам и не нужна оплата наличными.
Михаил
27 июля, 15:17
Как тогда производить оплату по картам, наличными? эти способы оплаты можно вычеркнуть? Туристу это вообще неудобно. Надо тогда ставить терминал с кнопкой туроператора (оплата с комиссией) или посылать туристов в банк на оплату. Не думаю , что это будет востребовано.
Гость
27 июля, 15:16
Агентам, что бы не предложили, ни чему не рады. Правильно, пора от них рынок чистить, только ныть умеют.
Сергей
27 июля, 15:29
А агентам ничего пока и не предлагали, одни только разговоры. И никто не ноет, просто рассуждения с позиции взгляда изнутри. Вы же не в туризме и в Вашем бизнесе мы же со свой стороны Вам ничего не советуем....и уж тем более не осуждаем. Потому что можем не понимать какие то моменты бизнеса. Поэтому всем наверно нужно вести себя более корректно...
Лена
28 июля, 10:09
Согласна с вами, Сергей. Каждый должен заниматься своим делом, а не раздавать советы не зная положения.
Андрей
27 июля, 15:09
В условиях реалий нашего рынка эта схема будет вызывать возможность ТО дополнительно манипулировать и оказывать давление на ТА с целью их вытеснения и организации тем самым прямых продаж ТО в обход ТА
Гость
27 июля, 14:53
Для меня, как туриста, схема непонятная. Тогда уже эскроу-счет, как и во всем мире.
Кто, что , кому не доверяет? Зачем вообще турагент при таком раскладе?
28 июля, 09:21
Интересное рассуждение!
Я так понимаю, что исходя из него нам не нужны супермаркеты или автосалоны?
Вот только если к примеру "Кока-кола" или любая друга компания будет выстраивать свой розничный ритейл, то цена за товар увеличиться в разы!!!
Рынок любого товара не простая штука, но рядовому обывателю трудно понять, особенно когда он не занимается бизнесом, а работает по найму)))
Гость
28 июля, 11:08
Вы хотите сказать, что эскроу-счет - это не мировая практика?
Посчитайте, сколько автосалонов ушли за последние годы, сколько брендов создали свою розницу, например Газпром-нефть, Мираторг и живут с ней неплохо. Бывает и так и так.
Бизнес-бизнесу рознь и найм тоже.
У каждого нишевика есть свое агентство и вам скажут, что если бы вы брали в нашем агентстве... Не пробовали?
Сергей
28 июля, 13:14
В принципе нельзя сравнивать эти бизнесы с туризмом. В туризме Вы должны прежде всего продать эмоцию, восприятие мира и сделать это профессионально, чтобы клиент не был потом разочарован путешествием и у него осталось впечатление, что он даже получил больше, чем оплатил. То что Вы пишете подходит под существующий сегодня туристический масмаркет крупных туроператоров....не буду называть, Вы их все знаете. Но не один из них не занимается такой детальной проработкой с клиентом, как самостоятельные турагентства.
Кстати именно у крупных массовых туроператоров хуже всего решались вопросы с клиентами когда всё встало...
Гость
28 июля, 14:44
Самостоятельные турагентство - это те, которые выполняют роль ТО? Или просто не работают под брендом ТО? Детальная проработка и пакет? Шаг влево - покупка перелета отдельно и ты самостоятельный турист)
Из опыта - очень завышено представление о значимости турагента. Скорее очень много может сделать принимающая, на которую турагент повлиять не может. Качественная принимающая - довольный турист))
Сергей
28 июля, 17:11
Самостоятельное турагентство никогда не работает под массовым брендом. Это опять масмаркет. Один ТО может хорошо работать в одном регионе (например на Карибах), а у второго хорошие принимающие в другом регионе (например в Индийском океане), а третий профессионал только в Турции, Тунисе и Египте, а в остальном этот ТО полный дилетант...Про чартеры и пакеты я вообще не говорю. Ваше путешествие будет формироваться из отдельных составляющих и в целом Вы получаете качественный отдых с попаданием в Ваши ожидания даже в мелочах. Если же Вам многое из этого не нужно, то тогда Вы самостоятельный турист - всё верно)) Такая категория туристов тоже есть (их меньше конечно и в основном по Европе). Большинство же хотят чтобы их водили за руку от начала и до конца и именно эксперты в этом направлении, а не просто менеджер-оператор. Для этого и существуют агентства. Кстати такая форма до сих пор так же распространена во всём мире (и в странах которые на 10 лет впереди нас). Не обижайтесь, но так как Вы склонны к самостоятельным путешествиям, то Ваш сервис это Букинг или сайт отеля, но не сайт агентства и не profi.travel. Это больше профессиональное общение о вопросах развития отрасли. Мнение клиентов конечно очень Важно для нас, но клиентов ориентированных на сотрудничество с нами, с некоторыми мы общаемся годами и открываем для них планету. Их устраивает такая форма взаимовыгодного сотрудничества. А завоевывать расположение самостоятельного туриста и убеждать в чём то, это наверно не про нас)) больше времени потеряем и мы и Вы... Когда Вы идете к врачу Вы же не убеждаете его не в чём, а используете его профессионализм и принимаете курс лечения, который Вам поможет. Здесь примерно так же, мы помогаем организовать отдых кому ЭТО нужно.
Хорошего Вам дня!
Анастасия
30 июля, 00:59
Браво!
Гость
28 июля, 19:13
Это фантастика)))
Вы сказки не пишете?
За двадцать лет встретился один реально знающий турагент, бывший сотрудник бывшего Интуриста.
Гость
28 июля, 19:21
И да - иностранцы реально работают под 10 процентов. В Мексике нам встретились поляки, им действительно собрали тур и сопровождали его.
У нас слов "сопровождение тура" не знают, даже за 15%)))
Сергей
28 июля, 19:42
Очень сожалею что у Вас такой негативный опыт. Зато теперь понятно почему у Вас такая реакция на агентства. Не все такие на рынке. Есть такие которые продают туры...как билет в автобусе (продал и забыл) и скидку готовы дать любую, лишь бы на еду было...Поэтому кто нормально работает борются за свои 10 процентов, которые в Европе никого не смущают, как Вы сами и пишите. В любом случае я желаю Вам ярких впечатлений в Ваших путешествиях!!!
Сергей
29 июля, 18:54
Да нет))
Такие водятся и в Москве. Мы же тут))..
Гость
29 июля, 09:27
Похоже, что этот вид из "Красной книги", в агентствах столицы не водится)))
Иван
27 июля, 14:37
Схема очень удобная для ТО и не удобная для ТА, где гарантия что комиссия вернётся через 3 дня? Спейс, как ТО, вызывает минимум лояльности и понимания, что эти деньги вернуться, то как себя проявил оператор в условиях пандемии говорит о многом(((
Кушнарева Ольга
27 июля, 14:25
То есть, ради этой схемы Туроператоры готовы признавать комиссию Турагентов в качестве ФПР. А что сейчас им мешает показывать всю нашу комиссию и ставить ее в фпр?
Сергей
27 июля, 14:31
Ольга, поддерживаю такой вопрос. Мутная пока тема....
Сергей
27 июля, 14:02
Работать по такой схеме возможно если только законодательно запретить туроператорам заключать напрямую договора с туристами, а только через агентство. Тогда турагентства будут хоть как то защищены от того, что турист не уйдет напрямую к туроператору и при этом действительно будет всё прозрачно. В таком случае это принесет общую пользу.
Хотя я допускаю, что в нашей системе сами туроператоры будут тогда создавать под себя агентства, чтобы не терять прибыль в виде комиссионных. В любом случае прежде чем такое применить, нужно объективно подумать о плюсах и гарантиях именно для турагентств. Туроператоры при этом так и так будут в плюсе, это можно даже не обсуждать.
А то что нужно бороться со скидочниками, которые работают исключительно за еду, это всеми руками ЗА!!!

Спасибо!
2121Юрий
27 июля, 13:57
При агентском вознаграждении в 5-7%...просто смешно )))))) Ответственность с агентов не снимается и в суд придется ходить и получать по полной.....)))))) Кто эти 54% ?????? Предложенная схема уничтожает агентов и стимулирует класс паразитов и мошенников которые будут получать желаемые ими 5-7% и все туристы превращаются в " самозанятых".
Олеся
27 июля, 15:56
Эти 54 %, вероятно, такие же туристы, как Гостья из комментариев выше. Есть разные способы потом затянуть возврат комиссии, уже проходили... И не все ТО отдали комиссию. Спейс не единственный ТО. ТА проголосуют продажами.

После Сеула — в Токио или Шанхай: что нужно знать про комбинированные путешествия в Азию в 2026 году

«Русский Экспресс» открыл бронирование туров в Южную Корею с продолжением в Японии или Китае.

Комбинированные туры «Азия в деталях» от «Русского Экспресса» — это два путешествия для тех, кто не может выбрать между Сеулом и Токио или между Сеулом и Шанхаем. Теперь выбирать и не нужно. Первый маршрут — Южная Корея плюс Япония: королевские дворцы Сеула, морской Пусан, «корейский Санторини», медитативный Киото и виды на Фудзи. Второй — Южная Корея плюс Китай: снова неповторимый Сеул и его удивительные соседи, потом Шанхай с районом Пудун и Сучжоу — город на каналах, чьи сады строились веками и внесены в список ЮНЕСКО.


Фото: Национальная организация туризма Кореи

Оба тура стартуют в Сеуле. Знакомство с городом начинается с дворца Кёнбоккун — главной резиденции королей эпохи Чосон, построенной в 1395 году. Дважды в день — в 10:00 и 14:00, кроме вторника — у ворот Кванхвамун проходит церемония смены караула: стражники в ярких исторических костюмах отдают честь традициям так же, как это было 600 лет назад. Рядом — дворец Чхандоккун с Тайным садом Хувон: пруды, деревянные павильоны и деревья, которым несколько сотен лет. Этот сад долгое время был закрыт для простых горожан — только царствующая семья могла гулять по его дорожкам. Теперь он доступен всем гостям столицы Южной Кореи.


Фото: Национальная организация туризма Кореи

После дворцов маршрут ведет в квартал Букчон, где среди узких улиц стоят ханоки — традиционные дома с изогнутыми черепичными крышами. И это, кстати, живой жилой район, а не туристическая реконструкция.

В часе езды от Сеула находится полукруглый остров Намисом на реке Хан. Многие знают его по дораме «Зимняя соната» — её снимали здесь в начале 2000-х, и с тех пор аллеи из метасеквой стали чуть ли не обязательным пунктом программы. Вживую они выглядят именно так, как на экране — только лучше.


Фото: Национальная организация туризма Кореи

А ещё можно отправиться в Пусан — морской порт и второй по величине город Кореи. В программе — рынки, уличные рестораны со свежими морепродуктами и, конечно, деревня Камчхон. Она строилась стихийно в послевоенные годы: дома карабкались вверх по склонам один за другим, и сейчас этот квартал с разноцветными фасадами и узкими лестницами называют «корейским Санторини». Храм Хэдон Ёнгунса стоит прямо на скалах над морем — редкость для страны, где большинство буддийских монастырей спрятаны в горах. К храму спускаются по лестнице и под шум прибоя, а у подножия статуи Будды принято загадывать желание.


Фото: Национальная организация туризма Кореи

Тур «Азия в деталях: культурный тур по Южной Корее и Китаю»

После Сеула туристы летят в Шанхай. Набережная Вайтань — это километр вдоль реки Хуанпу, где с одной стороны стоят массивные здания в стиле британского и французского колониализма, а с другой светятся небоскребы Пудуна с телебашней «Жемчужина Востока». В саду Юйюань — лабиринт павильонов, прудов с карпами кои и причудливых камней, которые китайские садовники ценили наравне с живописью. Сад строился около 20 лет в XVI веке и сохранился до наших дней практически без изменений. Рядом — старинные торговые ряды, где можно почувствовать себя жителем того времени, стать участником чайной церемонии и попробовать уличную еду.


Фото: Shutterstock

Из Шанхая группа едет в Сучжоу — всего час на скоростном поезде. Город стоит на каналах, по которым до сих пор ходят деревянные лодки, и именно за это его называют Венецией Востока. Сюда обязательно нужно приехать, чтобы увидеть классические китайские сады, девять из которых внесены в список наследия ЮНЕСКО. Среди самых известных — Чжочжэнъюань, Люю и Шицзылинь. Каждый сад — что-то вроде архитектурного эссе: камни вместо гор, пруды вместо океана. Беседки расставлены так, что с каждой открывается свой неповторимый вид.

Тур «Азия в деталях: культурный тур по Южной Корее и Японии»

После Сеула маршрут продолжается в Токио. Программа начинается с района Асакуса: это храм Сэнсодзи — старейший в городе, основанный в 628 году — и торговая улица Накамисэ, где продают нингё-яки, моти и традиционные сувениры. Отсюда хорошо виден силуэт телебашни Токио Скайтри — самого высокого сооружения Японии. Но стоит сесть в метро и выехать из Асакуса, как город меняется до неузнаваемости: тут уже Синдзюку с небоскребами, ночными барами и главным транспортным узлом столицы, Акихабара — квартал электроники, аниме и поп-культуры — и это уже совсем другой Токио.


Фото: Shutterstock

Из Токио группа переезжает в Киото на скоростном поезде синкансэн. Киото был столицей Японии больше тысячи лет и сегодня город по-прежнему несет свой титул с невероятным достоинством и неспешностью. В храме Рёандзи — сад из 15 камней и с любой точки один всегда скрыт за другими. Зачем так сделано — никто не знает. И конечно, в программе — район Фудзи. Гора появляется неожиданно: из окна поезда, с берега озера или просто за поворотом дороги. Это финальная точка маршрута и одно из самых сильных впечатлений от поездки.

А если нужно что-то совсем необычное, тогда стоит выбрать «Обратную сторону кимоно» — VIP-круиз с Владимиром Познером по Японии и Южной Корее. Это 11-дневное путешествие на борту пятизвездочного теплохода SH Minerva через Хиросиму, Нагасаки, Хакодатэ, Бэппу, Хаги и корейский Пусан. Известный журналист станет и приятным собеседником, и проводником по истории и культуре.


Фото: https://r-express.ru

Что включено в стоимость путешествий, условия размещения, подробности экскурсионного обслуживания, актуальное расписание вылетов и даты заездов — у менеджеров туроператора «Русский Экспресс».

Свято место пусто не бывает: кто может стать новым Booking.com в России

Поможет ли «Яндексу» покупка «Островка» стать монополистом, и есть ли у него конкуренты?

Свято место пусто не бывает: кто может стать новым Booking.com в России

С момента ухода сервиса Booking.com с российского рынка прошло несколько лет, и только сейчас один из игроков близок к тому, чтобы занять его место. О том, насколько это вероятно, и как ситуация будет развиваться дальше, мы узнали у экспертов отрасли.

Баланс сил

По данным сервиса Travelline, «Яндекс Путешествия» захватили в прошлом году треть рынка и уверенно ее удерживают, несмотря на общее снижение количества броней. Как рассказали Profi.Travel в компании, незначительное падение объемов — у подавляющего большинства сервисов бронирования отелей в этом году. На расклад сил это не повлияло: лидеры рынка потеряли в среднем менее 1% объемов продаж год к году. Так, у «Яндекс Путешествий» на 0,4% меньше броней (снижение с 30,6% до 30,2%). Бронирования «Островка», занимающего 2 место, упали с 20,2% до 19,9%, а замыкающего тройку «Броневика» — с 8,2% до 7,6%.

При этом были несколько игроков, у которые количество бронирований выросло — в частности, хороший рост показали Ozon.travel (с 2,75 до 3,49%), Trip.com (с 0,76 до 1,85%), Trivio (c 0,5 до 1%) Туту.ру (с 0,2 до 0,9%). Также укрепили свои позиции Otello (2,2 до 2,9), «Т-Путешествия» (с 2,5 до 3,2%) и Суточно.ру (2,1 до 2,25%), а также другие, более мелкие сервисы.

Между тем, в оценке долей ОТА существуют сложности, указал основатель сообщества Travel Startups Леонид Пустов. Они обусловлены тем, что эти компании очень часто закупают номера друг у друга, поэтому практически невозможно отследить, кому в конечном итоге уходит то или иное бронирование, добавил. «Мы также не знаем, какая доля продаж у каждого отдельного ОТА идет через channel-менеджер. Например, у агрегатов апартаментов доля может составлять лишь 20-30%, а оставшиеся работают в экстранет напрямую. Некоторые ОТА большую долю продаж отдают партнерам, и доля компании в B2C в реальности может быть меньше. Таким образом, мы видим распределение долей на рынке не для конечного потребителя, а с точки зрения каналов продаж отеля. При этом доля тех, кто продает чужой контент или не пользуется channel-менеджером, будет занижена», — объяснил эксперт.

Тем не менее, на рынке считают выборку Travelline достаточной для того, чтобы судить о ситуации в сегменте.

Ждать ли пришествия второго Booking?

Оценивая перспективы развития тройки лидеров, собеседники Profi.Travel заняли сдержанную позицию, отмечая, что сама по себе доля сервисов прирастает очень медленно — в районе 1% в год. Эту тенденцию подтверждает и общий показатель бронирований отелей, который не сильно меняется год от года и по-прежнему близок к паритету (ОТА — 57%, прямые бронирования — 43%).

По мнению экспертов, лидер, скорее всего, продолжит такой же консервативный рост, особенно учитывая недавнее повышение комиссии. Однако ситуация может поменяться, если «Яндекс» поглотит кого-то из значимых игроков рынка, добавляют эксперты. В первую очередь речь идет о главном конкуренте — сервисе «Островок». «Разговоры об этом давно ведутся. Может ли он это сделать? Может. За примером далеко ходить не нужно — давайте посмотрим на рынок такси. Если сделка состоится, мы получим одного мега-игрока, почти как Booking.com», — комментирует автор тг-канала «ПроБизнес» Яков Адамов.

Как сообщил недавно «Коммерсант», вероятность такого исхода событий довольно высока. По данным издания, другие претенденты на актив — «Авито» и «Суточно.ру» — уже вышли из переговоров. Сторонам осталось договориться о цене: изначально собственники рассчитывали продать компанию за 27 млрд рублей, затем их запрос снизился до 20 млрд. Однако покупатель готов заплатить не более 15 млрд, что, по оценкам аналитиков, все равно выше рыночной стоимости. Инвестиционный директор BGP Capital Юрий Левицкий, которого цитирует издание, считает, что на данный момент «Островок» стоит 9-12 млрд руб. Это во многом связано с тем, что рентабельность бизнеса сейчас отрицательная, а на туристическом рынке в целом наблюдается спад.

Сделка потребует согласования с Антимонопольной службой, однако если «Островок» продолжит работать под своим брендом, это не вызовет затруднений, уточняет он.

«Яндекс» нацелен на развитие В2В

«Яндекс Путешествия» не стали комментировать Profi.Travel переговоры о покупке «Островка», однако свой интерес к расширению доли за счет поглощения других компаний не скрывают. Так, в сервисе напомнили, что год назад приобрели 100% акций компании «Академ-Онлайн», которая занимается бронированиями в сфере деловых поездок.

«Теперь мы можем предлагать отельерам и агентствам удобные инструменты для работы с бронированиями, а компаниям, отправляющим сотрудников в командировки, — широкий выбор вариантов размещения», — уточнили в пресс-службе «Яндекс Путешествий». Кроме того, «Яндекс» планирует активно развивать свое сотрудничество с партнерами — Profi.Travel в сервисе рассказали, что до конца 2027 года компания собирается дополнительно инвестировать на развитие B2B-направления около 2 млрд рублей.

IT-гигант также не забывает и про сегмент В2С — чтобы нарастить продажи услуг партнеров, сервис привлекает пользователей с помощью разных маркетинговых инструментов, включая промокоды на разные туристические направления за счет «Яндекс Путешествий». На рынке эта методика вызывает раздражение — такие скидки позволяют потребителю купить номер дешевле, чем у самого отеля напрямую. На вопрос, согласовываются ли эти действия с самими отельерами, в сервисе заявили следующее: «Информация об этой механике, как и о других условиях сотрудничества с сервисом, зафиксированы в договоре».

Сможет ли кто-то составить конкуренцию лидеру?

Говоря о будущем отельного рынка, Яков Адамов не исключил, что он будет пополняться новыми игроками, так как среда ОТА — достаточно конкурентная. В частности, по его словам, весной был анонсировано выделение в отдельного игрока еще одной цифровой платформы — Aviasales. И у нее есть все данные, чтобы занять свою нишу на рынке. Большой потенциал он видит и у коллег по цеху — билетных агрегаторов OneTwoTrip и Туту.ру, а также у китайского портала Trip.com, который активно наращивает свою долю в российском сегменте. Рост конкуренции пойдет на пользу рынку, считает эксперт — это будет способствовать развитию удобства и качества пользовательского опыта, и поможет избежать злоупотреблений с ценами и комиссиями.

В то же время двойной прирост сервиса Trip.com в этом году нельзя назвать существенным в абсолютных цифрах. Увеличение объясняется прежде всего появлением безвизового въезда для граждан Китая и последующей активизацией бронирований от индивидуальных путешественников из КНР, считает вице-президент Федерации рестораторов и отельеров Вадим Прасов.

«Для того, чтобы Trip.com смог занять ощутимую долю на российском рынке, он должен работать сразу на двух фронтах. Во-первых, наращивать ассортимент, активно подписывая контракты с отелями. То есть условия сотрудничества должны быть для них более интересными по сравнению с предложениями конкурентов. Во-вторых, он должен иметь большое количество лояльных клиентов среди россиян, то есть стать для них привычным каналом бронирования. А это довольно сложно сделать в нынешних условиях: требуется очень крупный бюджет на маркетинг, а также создание дополнительной выгоды для клиентов, например, как минимум, сравнимые цены, а также всевозможные бонусы и кешбеки», — отметил Вадим Прасов. Эксперт добавил, что пока не видит активных шагов сервиса в этих направлениях.

Стоит ли ждать появления новых значимых игроков на отельном рынке

Леонид Пустов согласен, что тенденция к укрупнению и поглощению крупным бизнесом небольших компаний продолжится, а также будет развиваться всевозможное сотрудничество и коллаборация. Особенно активно в этом направлении движутся крупные экосистемы, созданные на базе банков. Например, сервис «Путешествия» от Т-Банка недавно подключил базу размещения Bronevik.com.

По мнению Пустова, еще одним сильным игроком на рынке может стать Wildberries, у которого тоже есть большие амбиции в сфере путешествий, а самое главное — необходимые ресурсы, не уступающие возможностям «Яндекса»: «Для реализации этой цели нужны две вещи — контрактинг и канал дистрибуции. Создание и того, и другого с нуля займет значительное время. Особенно, если WB Travel будет формировать базу контрактов с отелями самостоятельно, как это делал в свое время «Островок», у которого на это ушло более десяти лет. Но самое главное препятствие — нехватка экспертизы в отельном сегменте. Думаю, самый быстрый способ решить все три задачи — купить кого-то, кто имеет вес в этом бизнесе. Поэтому не удивлюсь, если Wildberries тоже рассматривает покупку «Островка».

Вадим Прасов добавил, что появление новых игроков — это прежде всего нишевые истории, которые не приводят к переделу рынка, более того, часто ничем не заканчиваются, так как инвесторам сложно обосновать экономическую выгоду. Он напомнил, что многие крупные экосистемы, такие как МТС, претендовали на выход на отельный рынок, но довольно быстро передумали.

Что изменится, если «Яндекс» все же купит «Островок»

Один из источников Profi.travel, который пожелал остаться неизвестным, полагает, что сделка между «Яндекс Путешествиями» и «Островком» уже находится на финальном этапе согласования.

По оценке специалистов, даже в случае ее успешного завершения «Яндекс Путешествиям» пока еще далеко до уровня Booking.com, который в момент ухода с российского рынка занимал долю в 70-80% всех онлайн-продаж. «То есть однозначным монополистом компания не станет, хотя свой вес существенно увеличит и получит серьезное влияние на рынок. У нее уже сейчас есть весомые преимущества, которые способствуют укреплению лидерской позиции: например, таких же возможностей по привлечению трафика больше ни у кого нет. Кроме того, это большая экосистема, которая активно выращивает лояльного клиента за счет баллов «Яндекс плюса» и других сервисов», — уточнил Вадим Прасов.

Если же сделка все-таки состоится, то вряд ли даст «Яндексу» возможность диктовать правила игры, считает эксперт. «Вы помните, какие дебаты вызвало недавнее повышение комиссии? Это явно противоречит задаче увеличения доли на рынке. Я думаю, в «Яндексе» понимают, что продолжение такой политики как минимум недальновидно. К тому же у меня нет ощущения, что они очень сильно заинтересованы в этой сделке, иначе бы уже давно ее оформили. Главным мотиватором тут, скорее, является не желание стать монополистом, а стремление не допустить усиление конкурентов за счет такого значимого актива», — пояснил он.

Если же существенного перераспределения активов не случится, рынок ОТА сохранит статус-кво. Единственное событие, способное перевернуть все с ног на голову, по мнению экспертов — возвращение на российский рынок платформы Booking.com. Вполне возможно, что рано или поздно оно произойдет. При этом возобновление контрактинга компании в прежних объемах также займет время, считают эксперты.

Только важное. Только для профи.​

 

Читайте в Телеграме

 

Все новости в Max

 

Все новости в ВК

 

Написать комментарий

Для того чтобы оставить комментарий нужно авторизоваться на портале

Новости по теме