«Ручная работа»: может ли агент законно собрать тур без ТО?

Можно ли забронировать клиенту проживание и перевозку без участия ТО, в каких случаях такое действие будет правомерным и на какие нюансы стоит обратить внимание — рассказывает юрист.

Можно ли забронировать клиенту проживание и перевозку без участия ТО, в каких случаях такое действие будет правомерным и на какие нюансы стоит обратить внимание — ответы на эти вопросы дал юрист Эдуард Шалоносов.

Эдуард Шалоносов, юрист-эксперт в сфере туризма

Кто имеет право формировать турпродукт?

Турагентская и туроператорская деятельность, разница по закону: 

Согласно cт. 1 Закона № 132-ФЗ, деятельность по формированию туристского продукта относится исключительно к туроператорской. В то же время реализовывать и продвигать турпродукт может как ТО, так и ТА.

Считается ли отдельная продажа проживания и перевозки продажей турпродуктом?

Туристский продукт и заключение отдельных договоров на оказание услуг по перевозке и размещению

Опираясь на положение к заключению двух договоров, можно с уверенностью сказать, что закон обязал действовать по такому алгоритму исключительно туроператора. «За скобками» мы понимаем, что это может относится и к турагентству, однако напрямую в законе об этом не сказано. Это можно отнести как к недоработке закона, так и к тому, что его создатели надеются на профессиональный подход турагентства, рассчитывая, что он и сам догадается о чем идет речь.

Значит ли это, что турагент без участия туроператора может заключить два отдельных договора с туристом?

Да, у турагентства есть возможность предоставить туристу-потребителю бронирование разных услуг у разных поставщиков без участия туроператора. Более того, такой формат никогда и никем не запрещался.

И все-таки, насколько такой вариант ведения работы законен?

Такой вариант полностью законен. Если бы законодатель прописал, что турагентская деятельность попадает под лицензионную деятельность и никакую другую деятельность турфирма осуществлять не может, тогда бы с момента введения лицензии запрет начал действовать. В этом случае ограничения касались бы любой деятельности, кроме той, которая указана в лицензии. Но на данный момент фактически такого запрета нет.

При детальном анализе 1–2 абзаце ст. 9 Закона № 132-ФЗ, мы можем заметить, что там четко указано, что туроператор обеспечивает туристу оказание всех услуг на протяжении всего путешествия. Однако на практике логика законодателя разваливается. Примером тому служит частый случай, когда туроператор сообщает о невозможности продать билеты или проживание в отеле, и турагент приобретает услугу у другого туроператора или самостоятельно на стороннем ресурсе (ОТА). Так, у турагентства появляется возможность бронировать для туристов услуги у разных поставщиков без привлечения туроператора.

На какие нюансы турагенту нужно обратить внимание, чтобы спокойно работать по такой схеме?

Для того, чтобы спокойно осуществлять оказание услуг туристу, турагентству необходимо предоставлять клиенту проживание и перевозку от разных компаний. Оказание услуг от разных компаний лучше осуществлять в программе партнерских отношений, где первая фирма продает билеты (билетная касса), а вторая — реализует услуги по проживанию.

Тем не менее, я рекомендую турагентам не злоупотреблять оказанием таких услуг туристу, то есть не осуществлять такие сделки на постоянной основе.

Почему не стоит осуществлять такие сделки на постоянной основе?

Когда кто-то узнает, что агентство осуществляет такую деятельность, это может привести к проблемам — на сайтах начнут появляться негативные отзывы, в адрес агентства от коллег могут посыпаться обвинения, другие компании попытаются очернить и закрыть эту турфирму. Соответственно, рейтинг компании упадет. Именно из-за репутационных рисков я советую не злоупотреблять таким видом деятельности — никаких законных требований им предъявить не смогут.

Какое наказание ждет турагента, в случае, если проживание и перевозку реализует одно юрлицо?

Осуществление туроператорской деятельности лицом, сведения о котором отсутствуют в едином федеральном реестре туроператоров, влечет за собой:
1) наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года;
2) наложение административного штрафа на юридических лиц — от пяти миллионов до десяти миллионов рублей.

Такая информация указана в КоАП РФ абзац 1 ст. 14.51. «Нарушение законодательства Российской Федерации о туристской деятельности».

Кто может проверить агентство, реализующее проживание и перевозку через одно юрлицо?

Здесь начинается противоречие. Несмотря на то, что продажа двух разных услуг одним юрлицом попадает под формирование турпродукта, — не существует государственного органа, у которого есть возможность проверить турфирму и, соответственно, наказать её за это.

У Роспотребнадзора нет таких полномочий: он вправе уведомлять туроператоров или турагентов о тех или иных происшествиях. Прокуратура может проверить агентство только в рамках заявления или жалобы, однако на практике до этого не доходит. При этом контрольную закупку в агентстве ни прокуратура, ни Роспотребнадзор осуществить не могут — право на это имеют только оперативные службы, например, ФСБ, МЧС или УБЭП. Могу сказать, опираясь на мою практику, что в отношении турагентств такие меры никто проводить не будет.

Написать комментарий

Пожалуйста, нажмите на синий квадрат

13 комментариев

Миша
18 апреля, 16:50
Здравствуйте если у меня турагентство в России и туроператор в Израиль я могу продавать мои услуги по всему миру через турагентство?
Татьяна
12 марта, 21:35
Почему все рассуждают об авиаперевозке?
А если турист просит забронировать гостиницу, например в Санкт-Петербурге, и приобрести для него ж\д билеты из регионального города в Санкт-Петербург (т.к. сам очень занят на работе и у него нет времени этим заниматься). Такого турпродукта у туроператоров нет. И что, отказать ему? Пусть идет и сам как может и где может бронирует?
Марина
03 марта, 20:19
Второе юр.лицо должно быть не на вас, что не понятно то? Отличная статья, идите работать...
Чикалдон
03 марта, 10:11
"У Роспотребнадзора нет таких полномочий: он вправе уведомлять туроператоров или турагентов о тех или иных происшествиях. Прокуратура может проверить агентство только в рамках заявления или жалобы, однако на практике до этого не доходит. При этом контрольную закупку в агентстве ни прокуратура, ни Роспотребнадзор осуществить не могут — право на это имеют только оперативные службы, например, ФСБ, МЧС или УБЭП. Могу сказать, опираясь на мою практику, что в отношении турагентств такие меры никто проводить не будет." - афтар забыл кое что, открываем постановление от 25 января 2013 г. № 43 и смотрим кто еще может уколоть сильно, как раз по статьям Коап упомянутым в этом опусе.


В целом по поводу раздельного оформления на два юрлица, схема очень рисковая и дурная.

1. Такое можно продавать только в доску своим туристам, у которых глаза не выкатятся при виде двух договоров.

2. Невозможность работы с ТА - ТА столько шишек набили на этом, все проверяют полностью

3. Турист заболел или просто хочет отказаться от тура - чо делать? Как возврат делать? Попандос

4. Туристу что-то не понравилось, отель не оправдал ожиданий, вылет задержался и т.д. - турист написал претензию, что отвечать? если он намерен в РПН писать

5. Турист попал в больничку за границей, в страховую сообщил что находится на отдыхе по линии туроператора "ВАША КОМПАНИЯ" - юристы страховой с вероятностью 99% напишут об этом в Ростуризм или Минкульт.

6. Виза - вообще массово гемор делать их без аккредитации, которая без ЕФРТ консульствами не дается.

7. Если органы захотят показательно кого-то вздрючить то в законе есть масса дургих зацепок зацепок в законе, за уши можно притянуть спокойно туроператорскую деятельность со всеми вытекающими. что вазелина не напасется. Самое главное, что своей правовой природе такая сделка является турпродуктом - и суды будут в первую очередь исходить из этого (когда Вы побежите обжаловать штраф на 10 лямов)
Елена
03 марта, 17:10
Чикалдон, замечательный ответ автору статьи!! особенно пункт 7. у ТА не будет шансов признать незаконным наложение штрафа за незаконную туроператорскую деятельность в размере 10 млн. руб.
отрис
03 марта, 04:09
Да, спорная статья.
02 марта, 17:48
Разумеется, есть схемы с реализацией отдельных услуг от разных юрлиц, или, скажем, с реализацеий услуг по размещению.
Но нужно 10 раз подумать, подстелить соломку во всех местах и быть предельно аккуратным.
И работать по этим схемам только в случае, если нет средств или сил становиться туроператором.
А говорить "друзья, можно смело самим "собирать тур" без реестра ТО и за это Вам точно не будет" - категорически не правильно.
Мое мнение.
02 марта, 17:42
Может ли агент законно собрать тур без ТО?
Ответ - нет не может.
Дай Бог, чтобы начитавшиеся такого материала агенты не ощутили это на себе.

Здесь бы везде написать - ребята, подумайте три раза, прежде чем самим "тур собирать", штраф 10 млн., имейте в виду, это РИСК черт побери.
А если жалоба недовольного клиента в проверяющие органы?
Которые уже вообще-то наготове и полномочиями наделены?

Но нет, в картине автора все по-другому.
Можно турагенту самому тур собрать (!!!) - закон же не запрещает.
А можно от разных компаний продать - проверяющие же дураки.
Да и вообще этих органов проверяющих получается что и нет. А Минкульт (с их вполне реальными полномочиями) - это так, ребятня, это не опасно.

В конце не хватает только фразы "Стопудово прокатит, Славик, сто раз так делал".
Александр
07 марта, 15:43
Мы, мы :)
Марина
03 марта, 20:22
Что-то Вы А.Б. на А.Б. не похожи - просто желтый квадрат. Может это и не Вы?
02 марта, 15:56
Да что же такого хорошего в этой статье? Вы можете работать, но вы не можете работать, откройте 20 фирм, по каждой на разные услуги и.т.п. Вопросы не снимаются, а турагенты и их семьи тоже хотят кушать. Если клиент просит отель, которого нет у Туроператора и авиабилет, с которого ТО не хочет давать комиссию, то турагент такие услуги все равно окажет, даже если это несет на себе риск. А иначе зачем заниматься этим?
Так приведите законодательство в соответствие с логикой и тогда все будут работать в правовом поле и никому не придется дрожать за свои неправомерные действия!!!
Александр
02 марта, 15:21
Давайте смотреть правде в глаза. Каков шанс ТА выиграть следующий процесс и оказаться правым если:
Клиент приходит и просит ему собрать индивидуальный тур. Едет отдыхать и в поездке начинает морозить мозг агенту, а по приезду идет и пишет заявление с требование вернуть деньги за услуги которые агент не имел право оказывать. Ссылаясь на то что его ввели в заблуждение по незнанию и затем обращается в суд с требованием наказать ТА за дезинформацию введение в заблуждение осуществление деятельности которой они по закону не имею право заниматься и вернуть средства за недобросовестно оказанные услуги.
Как по вашему на чью сторону встанет суд и каков будет вердикт и санкции для ТА?
02 марта, 17:49
Да не это даже страшно.
Страшно если по жалобе туриста агента "нагнут" на 10 млн.
Тогда возврат стоимости тура детским лепетом покажется :(
Марина
02 марта, 15:06
Да зачем перевозку продавать, если маржа ноль? отель продать и все. Подсказать клиенту, где купить авиабилеты. Больше заработаете, чем с некоторыми ненормальными ТО. Почему клиенты смотрят в сторону самобронирования? Потому что старые крупные ТО не могут дать качества обслуживания. Посмотрела тут карибы пакетники - ТО лишбы цены снизить таким шлаком разбавили свои туры - какие-то апартаменты тухлые с нулевыми отзывами, недоотели какие-то и такого полно. Лишь бы бабло наварить, плевать им на ТА и клиентов.
Елена
03 марта, 17:14
Марина, а с другой стороны зачем туристу покупать авиабилеты у ТО и ТА, если нужен регулярный рейс, так проще на сайте авиакомпании купить. Люфтганза в частности. Авиакомпании тоже избавляются от посредников, зачем они в век интернета, когда у каждой авиакомпании можно на сайте билет купить.
Марина
02 марта, 15:09
Уважаемые сотрудники портала, сделайте возможным редактировать свои посты, т.к. иногда в спешке "проскакивают" грамматические ошибки
Марина
02 марта, 15:07
profi.travel отличный портал, где можно оставить комментарий без регистраций и прочих фильтров. Молодцы!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
02 марта, 14:59
Вопрос . Почему же тогда эти услуги ( продажа авиабилетов, отелей) возможна в офисах Евросеть и Связной да же без оформления договоров .? Просто чек и все.
Юлия
02 марта, 17:24
Елена, получая кассовый чек (или приходник с подписью, номером, датой и печатью организации) Вы уже начали договорные отношения. И продавший Вам услугу или товар - уже несет ответственность за некачественную вещь. Знаю по опыту, когда подавала иск на продавца мебели. на основании корешка приходника возместила все убытки по суду.
02 марта, 16:23
Вот это вот отличный вопрос!
Тимур
02 марта, 13:52
Классный текст. Спасибо авторам
Денис Поляков
04 марта, 19:01
Согласен, Елен, автор очень "окрыленный"!
Елена
03 марта, 17:17
профи-тревел "погорячились" с выбором автора для статьи...
Остап Бендер
02 марта, 13:05
Хорошая статья

Возвращение «Формулы-1» в Турцию увеличит турпоток в страну

Российские туроператоры планируют предлагать клиентам программы с посещением гонок

Возвращение «Формулы-1» в Турцию увеличит турпоток в страну

Гонки «Формулы-1» с 2027 года вновь будут проводиться в Стамбуле на трассе «Истанбул Парк» как минимум в течение пяти лет. В туриндустрии страны возвращение Гран-при Турции рассматривают как инструмент для роста въездного потока и укрепления позиций Турции на международном рынке. Об этом сообщает издание Turizm Guncel. Российские туроператоры говорят, что такие события интересны и нашим туристам. Компании готовы предлагать своим клиентам туры с посещением соревнований.

О возвращении гонок объявили на презентации в дворце Долмабахче при участии президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, президента FIA Мохаммеда Бен Сулайема и генерального директора «Формулы-1» Стефано Доменикали.

В туротрасли страны ожидают серьезного экономического и маркетингового эффекта от проведения соревнований. Президент Турецкой ассоциации отельеров (TÜROB) Мюберра Эресин отметила, что возвращение Гран-при Турции «Формулы-1» является очень хорошей новостью. «На первом этапе мы оцениваем, что это окажет очень сильное моральное воздействие на нашу отрасль. Мы верим, что это важное событие внесет весомый вклад в международную популяризацию нашей страны и повысит глобальную ценность бренда Турции», — сказала она.

По словам эксперта, речь идет о долгосрочном влиянии на туристический рынок: «Мы рассматриваем спортивный туризм как один из важнейших инструментов развития отрасли в Турции. Каждый шаг, сделанный в области спортивного туризма, помимо сиюминутных коммерческих выгод, в среднесрочной и долгосрочной перспективе вносит значительный вклад в имидж страны и ее международное продвижение».

Мюберра Эресин отметила, что соревнования внесут значительный вклад в поддержание туристической активности в межсезонье.

В отрасли отмечают, что возвращение Формулы-1 усиливает стратегию диверсификации туризма: развитие MICE-сегмента, привлечение платежеспособной аудитории, а также интеграцию событийного туризма с гастрономическим, оздоровительным и другими видами путешествий.

Спрос со стороны российских туристов также ожидается активный. Как отметили в «Интуристе», такие путешествия российским туристам интересны. «Туры на заезды «Формулы-1» традиционно пользуются повышенным вниманием и спросом у нашей аудитории, так как позволяют совместить два в одном — путешествие и яркие эмоции и драйв от красивого спортивного события, — пояснили Profi.Travel эксперты туроператора. — Заезды на «Формулу» в Бахрейне, Саудовской Аравии и , конечно же, Абу-Даби продавались хорошо и привлекали внимание к направлениям».

В компании уточнили, что в настоящий момент в ассортименте «Интуриста» представлены туры на заезды F1 в Баку, продажи этого тура идут активно.

«Несомненно,что и Стамбульский этап F1 привлечет в Турцию немало туристов. Мы работаем над различными пакетами F1 в Стамбуле и добавим их в наш ассортимент в ближайшее время», — сказали эксперты туроператора. В компании пояснили, что глубина продаж таких туров — около полугода. Позже есть риск, что все билеты на гонки раскупят или останутся самые дорогие.

Интерес к «Формуле-1» у российских туристов подтвердил и генеральный директор компании «Арт-Тур» Дмитрий Арутюнов. По его словам, это «очень популярная история». «Мы были официальным партнером «Формулы-1» в Сингапуре. Да и в целом активно занимаемся продвижением гонок и продажей туров на Гран-при Абу-Даби, Бахрейн, Саудовская Аравия и др. Посмотрим, как это будет со Стамбулом. Наверняка, гонки привлекут внимание, тем более для россиян Турция — это безвизовая страна, а до Стамбула из России много прямых перелетов», — сказал эксперт.

Напомним, «Формула-1» уже проводилась в Стамбуле в 2005–2011 и в 2020–2021 годах. Новое соглашение обеспечивает долгосрочное присутствие этапа в календаре, что дает рынку возможность заранее формировать турпродукты и рассчитывать на стабильный международный спрос.

Только важное. Только для профи.​

 

Читайте в Телеграме

 

Все новости в Max

 

Все новости в ВК

 

Написать комментарий

Пожалуйста, нажмите на синий квадрат

Туроператор сообщил, что в популярных отелях Турции уже заканчиваются места

На турбулентном рынке усиливается роль турагентов

Туроператор сообщил, что в популярных отелях Турции уже заканчиваются места

Несмотря на общее замедление темпов бронирований после начала ближневосточного кризиса, спрос на самые популярные отели в Турции остается высоким. Тем туристам, которые надеются на снижение цен ближе к дате вылета, мест в них может не хватить. Об этом на конференции «FUN&SUN Перезагрузка» в Анталье рассказала заместитель генерального директора по продажам и маркетингу туроператора Анна Малинина.

К концу апреля продано 38% от всего объема туров на этот летний сезон. После ближневосточного кризиса спрос на выездные направления сохраняется, но туристы выбирают туры осторожнее, сообщила эксперт. После выпадения ОАЭ, турпоток смещается прежде всего в Турцию, Египет, Китай и Вьетнам.

«Люди сейчас пытаются отложить бронирования на последний момент. Однако хорошие отели заполняются — уже сейчас мы видим, что не хватает мест в популярных объектах. Поэтому мы не рекомендуем тянуть с решением о покупке туров в такие отели до последнего. Предупреждайте клиентов, что бронировать ту же Турцию надо хотя бы за месяц до поездки», — подчеркнула Анна Малинина.

При этом она не исключила, что в экономсегменте места на турецких курортах могут оставаться даже в сезон.

Наблюдение эксперта подтвердили в сетях турагентств «Розовый слон» и «Магазин горящих путевок».

«Когда речь идет о дорогих уникальных отелях типа Maxx Royal или Rixos Sungate, где проходят эксклюзивные концерты, или об определенных типах номеров NG Phaselis Bay, понятно, что у них нет конкурентов. И, конечно, в них быстро заканчиваются места, — сказал гендиректор сети «Розовый слон» Алексан Мкртчян. — В Кемере, от Бельдиби до Текирова, такие элитные отели можно пересчитать на пальцах одной руки. А вот объекты уровня 4* или средние 5* вполне можно бронировать с вылетом на завтра».

По его словам, в первую очередь исчезают дорогие виллы стоимостью €3-5 тыс. в сутки. И сейчас, несмотря на некоторое замедление спроса, эта ситуация не поменялась.

«Египет сегодня тоже на пике спроса, поэтому рисковать с бронированиями не стоит — если в приоритете хороший отель, стоит покупать его заранее», — добавила Анна Малинина.

Говоря о рыночных тенденциях в целом, топ-менеджер FUN&SUN отметила: в условиях турбулентности на туристическом рынке роль турагентов растет. Столкнувшись с проблемами при выезде из стран Ближнего Востока или экзотических курортов из-за приостановки полетов арабских авиакомпаний, туристы возвращаются в агентства в поисках экспертизы и большей защищенности в случае нештатной ситуации.

«Сейчас у вас — огромное преимущество и очень хороший задел на будущее: есть все шансы этих клиентов, которые осознали, какую защиту дает организованный туризм, вы можете оставить у себя, — заметила Анна Малинина. — Сейчас, по данным исследования «Сбер Аналитики», которое было проведено по нашему запросу, 49% туристов бронируют туры за рубеж через турагентство или туроператора. Вот с остальными надо сейчас работать».

Только важное. Только для профи.​

 

Читайте в Телеграме

 

Все новости в Max

 

Все новости в ВК

 

Написать комментарий

Пожалуйста, нажмите на синий квадрат

Новости по теме