Турагенты выступили против новых условий сотрудничества с туроператорами

Открытое письмо за четыре часа собрало более 250 подписей. Поможет ли оно переломить ситуацию на рынке?

Турагенты выступили против новых условий сотрудничества с туроператорами

4 декабря в телеграм-канале «Юристы и ТА против» опубликовано «Открытое письмо турагентского сообщества к туроператорам, государственным органам, туристам», в котором туристическая розница совместно с группой юристов выступили против новых правил работы, выдвинутых туроператорами в связи с окончанием отсрочки по передаче данных в систему «Электронная путевка».

Против кого выступают агенты?

Очевидно, что в первую очередь реакция рынка направлена на «Библио-Глобус», чей новый договор, вступивший в действие с 1 декабря, вызвал самые бурные дискуссии среди турагентов. Впрочем, в обращении напрямую ни одна компания напрямую не называется, свои претензии туристическая розница высказывает к «большинству крупных туроператоров».

«Учитывая, что формированием туристского продукта большинство крупных туроператоров начинает заниматься после поступления 100% стоимости туристского продукта, а заявку на бронирование туристского продукта турагент может подать исключительно после заключения договора о реализации туристского продукта с туристами, то условия туроператоров по агентским договорам обязывают турагентов получать 100% стоимости туристского продукта от туристов, не заключая договора о реализации туристского продукта, что приводит к нарушению действующего законодательства (Гражданского кодекса, Закона о защите прав потребителей, Закона об основах туристской деятельности в РФ)», — говорится в документе.

По мнению авторов письма, новые условия сотрудничества также перекладывают на туриста ответственность за изменение курса валют с того момента, когда он внес 100% денежных средств агенту и до их поступления на счет туроператора. «Однако при 100% оплате стоимости туристского продукта ни у турагента, ни у туроператора нет законом предусмотренных оснований для требования каких-либо доплат», — отмечают они.

В тексте также указывается на несправедливость пункта о несении турагентом ответственности за неисполнение туристом обязанностей по договору.

Агентская комиссия как главный камень преткновения

Однако главная претензия со стороны розницы обозначается только в шестом пункте письма: «Также турагенты не могут согласиться и с тем, что исполнение поручения туроператора турагентом ставится в зависимость от того, совершил ли турист путешествие или нет». Речь идет о посткомиссионной системе, которая вводится новым договором «Библио-Глобуса»: согласно его тексту, агент получает комиссию только после возвращения туриста из поездки (плюс 60 дней).

«Как вице-президент Альянса туристических агентств я считаю, что комиссия должна сразу же оставаться у турагента, — комментирует гендиректор сети „Розовый слон“ Алексан Мкртчян. — Потому что агент живет на комиссию, других источников дохода у него нет». При этом руководитель сети отметил, что каждый представитель туристической розницы волен сам решать, сотрудничать ли ему с «Библио-Глобусом» или нет. «Это рынок. Туроператор огласил свои условия. Те, кто с ними не согласен, могут бронировать туры у других компаний, никто не принуждает их работать конкретно с „Библио-Глобусом“, он не является монополистом ни на одном из направлений», — подчеркнул Алексан Мкртчян.

Однако у автором письма другие выводы из происходящего: по их мнению, сотрудничество операторов и агентов «превратилось во властно-подчиненные отношения», где все права — у туроператора, а у его розничного партнера — только ответственность.

Помимо прочего, в письме турагенты и юристы раскрывают схему, по которой работает большинство компаний: «когда официальным агентским вознаграждением признается символическая сумма в 30 рублей или 0,5 % от стоимости турпродукта, а остальной доход турагента считается „дополнительной выгодой“ и скидкой». Они уточняют, что такая практика создана туроператорами для уменьшения собственной налогооблагаемой базы, «но на это на протяжении долгого времени не обращает внимание ни один из контролирующих органов».

По мнению экспертов, такое обнародование серой схемы взаиморасчетов — рискованный шаг со стороны розницы. Особенно вместе с призывом к контролирующим органам обратить на нее внимание. Ведь в итоге, перейдя на иную систему, туроператоры могут пойти на новое снижение размера агентской комиссии, объяснив это ростов расходов, которые идут на налоги.

Какими будут последствия?

В заключении авторы письма требуют от туроператоров, а также контролирующих их деятельность госорганов: привести агентские договоры в соответствие с действующим законодательством; установить в агентских договорах условия сотрудничества, которые обеспечивали бы равноправие сторон, а также официальный достойный размер агентского вознаграждения.

С точки зрения экспертов, которые не участвовали в составлении этого письма, требования выглядят достаточно размыто. И не до конца ясно, к кому они обращены. Если агенты просят туроператоров переделать агентские договоры, то здесь, как минимум, нужна поддержка крупных сетей. Если они обращаются к госорганам, то это напрасная трата времени, поскольку государство не должно участвовать в коммерческих взаимоотношениях компаний.

При этом на рынке есть мнение, что ситуация нагнетается в первую очередь из-за того, что у туристической розницы нет пока окончательной ясности, как именно будет работать новый договор «Библио-Глобуса» и других туроператоров, сообщивших о том, что формирование тура начинается только после 100-процентной его оплаты.

«Есть теория, а есть, как говорят юристы, правоприменительная практика, — говорит гендиректор сети турагентств „Магазин горящих путевок“ Сергей Агафонов. — Я бы посоветовал представителям туристической розницы подождать и посмотреть, как именно все будет работать. Пока, например, тот же „Библио-Глобус“ продолжает выставлять цену в нетто. Каким образом будет происходить процесс, когда компания доработает систему, увидим. Тогда, мне кажется, и надо будет принимать решение, а не сейчас, на эмоциях».

«Это взаимоотношения двух участников бизнеса. Если кого-то не устраивает тот договор, который предлагает туроператор, то он всегда может сделать собственный выбор: работать с ним дальше или нет», — заключил он.

Фото: Simon Berger, unsplash

Только важное. Только для профи.​

 

Читайте в Телеграме

 

Написать комментарий

Пожалуйста, нажмите на красный квадрат

6 комментариев

Гость 2
05 декабря, 15:17
Есть такие "коллеги", которые нам совсем не коллеги. Или так называемые представители тур.розницы, которе сразу падают когда чуть ветерок подует. На вас ездить будут, а вы будете с опущенной головой стоять и пыль глотать.
На вас БГ откровенно х.. положил, а вы такие ещё что-то рассуждаете, законы какие-то вспоминаете, пытаетесь оправдаться перед самими собой.
БГ понизил планку прощупывая реакцию. Если реакции нет, он будет вас топить. Бизнес и ничего личного.
Поэтому БГ в топку.
Директор
05 декабря, 11:55
Я согласен с позицией Сергея Агафонова: надо подождать и посмотреть, как это будет работать. И не согласен с Алексаном по поводу комиссии. Если тур не состоялся, то турист должен полностью получить оплаченную сумму.
И если ТА оставит себе комиссию при несостоявшимся туре, то эти средства можно взять только у ТО. Я вообще не считаю этот вопрос сколько-нибудь важным, так как доля оплаченных и не состоявшихся туров весьма незначительна.
Что касается , упомянутого в обращении требования установить "официально" размер комиссии, то это свидетельствует только о том, что авторы обращения слабо разбираются в основах туристического бизнеса. ТА - это канал сбыта продукции Туроператора. На условиях Туроператора. Если агентство что-то не устраивает, оно прекращает работать с этим ТО. Других способов выразить свое несогласие у него нет.
Наталья
06 декабря, 22:49
Комиссию,турагент вправе оставить себе за проделанную работу!Потому что он подбирал тур,затрачивая свое время! Не всегда день турагента нормирован!!Вы же не требуете вернуть оплату доктора или юриста,лечение или услуги которых не помогли!
Ирина
04 декабря, 23:47
Давайте все же не будем хитрить и говорить о том, что туроператор Библиоглобус не является монополистом.
Самый настоящий монополист по турпакетам на нашем флагмане авиаперевозок "Аэрофлот".
Напомню, что основной держатель акций "Аэрофлот" государство более 57% ( то что в открытых источниках указано).
Получается, что один туроператор Библиоглобус специально делает условия работы для турагента невыполнимыми указав в своём Договоре невыполнимые для корректной работы пункты.
Т.е. кто-то кто стоит за Библио-Глобусом прихватил себе лучшие условия по созданию турпакетов на "Аэрофлот"и "вставляем палки в колёса" рознице.
Алчный туроператор и кто за ним стоит, нарушают закон о туризме, нарушают законы о защите потребителя и при этом переваливают ответственность на Турагентов за этот беспредел. Значит, или вы соглашаетесь на эти условия, или не видать вам "Аэрофлота" как своих ушей, либо варитесь в этой грязи и несите ответственность за наши нескромные аппетиты.
Прошу контролирующие органы проявить бдительно, потому что волнения Турагентов уже очень сильные. Почему одна шайка может себе позволить такое поведение, значит, что и другим можно?
АК "Аэрофлот" пусть предложит свои блоки и другим туроператорам на тех же условиях.
Надеюсь на то, что в нашей стране еще есть ключи к решению данной проблемы.
Ирина
05 декабря, 11:34
помните в пандемию. были запрещены пакетные туры на Кипр. а БГ - возили. Другим операторам запретили, а БГ ПРОДОЛЖАЛИ . Никто их за это не наказал.. Это было противозаконно. Сейчас так же. Договор не соответствует тур законодательству, но их за это не накажут.
04 декабря, 23:08
Присоединяюсь ко всем вышесказанным требованиям. Они абсолютно верны.
Но хотелось бы обратить внимание наших чиновников и Правительства на 2 важных момента:

1. В любой отрасли есть равноправная защита всех сторон. Это партнёрские отношения.
Так почему в Туризме так сильно ущемляются права Турагентов?! Почему все они должны пахать и быть везде всем должны и обязаны?!

2. Хоть кто то в данной ситуации подумал, что такая политика ТО просто выживает с рынка ТА. А это на минуточку сотни тысяч опытных образованных специалистов! Причем абсолютное большенство из них учились за свой счёт! Государство не давало ни копейки на оплаты обучающих семинаров, рекламные обучающие туры, консультации юристов, страховых и т.п. (наверное потому и не ценят). И вот тут палка о двух концах: выжив с рынка - как ТО смогут справиться с лавиной обрушившейся на них?! Вчера звонила в БГ на горячую линюю для поддержки туристов - сказали смотрите номер тел в ваучере и звоните в эту страну принимающей стороне и решайте проблему сами! Т.е. ТО только продал, положил деньги в карман и выдал документы. Дальше фиолетово.... Кто справится без ТА с профессиональным подбором туров, поддержкой туристов? У ТО нет таких глобальных кадровых ресурсов. По итогу суды будут завалены исками к ТО!
Т.е. для профи ТА таким ТО жалко комиссию дать выше. А вот туристам слать скидки и продавать по меньшей стоимости - легко! Но при этом, Господа Чиновники ТА с полученных % оплатит налоги, ЗП сотрудникам (с них тоже налоги), аренду (тоже пойдет налог). А с такой политикой многих ТО государство получит = 0!!!! И к этому 0 + армию безработных высококвалифицированных сотрудников. Многие из которых придут в гос органы и подадут на получение пособий (по потере работы, малый доход семьи, на детей и т.п.) А это уже повлечет за собой огромные расходы государства.
Наверное пора начинать думать вперед + очень сильно готовиться к принятию таких важных и судьбоносных саконов. + советоваться с очень большим количеством профессионалов отрасли со всех партнерских сторон. А только потом медленно но верно прорабатывать каждый пункт закона, который будет укреплять и поднимать отрасль, защищая и поддерживая каждого партнера. А не асфальный коток, запускаемый одной заинтересованной стороной!
Елена
05 декабря, 12:56
Тупагенты проглотили уже крах "Русь-тура" и иже с ними и потерю своих средств тысячами своих клиентов ?
Кто настаивал на дальнейшем решении и разбирательствах - куда делись деньги ? НЕ захотели связываться ? Где хоть одно процессуальное решение по этому вопросу ? Замяли ? Забыли ? А сейчас чего хотим ? Чтоб те же волки отдали добычу обратно ?
Наталья
04 декабря, 17:46
Коллеги и юристы, спасибо вам за активность в вопросе!!! БГ оператор (особенно) способствует правовому беспределу в отрасли- нарушая при реализации тур продукта (и вынуждая нарушать ТА) не только профильное ФЗ, но так же ФЗ о законе прав потребителей: СНАЧАЛА турист выбирает турпродукт, а далее, при условии возможности его реализации ТО его оплачивает, а не по факту 100% оплаты начинается работа ТО с туристом. Мое мнение БГ пора (и давно) взглянуть на свой юридический отдел внимательно- выглядят как дурики, из последнего - претензионный порядок разрешения споров, в вопросе пересадок людей на иные рейсы, при ознакомлении с ответом Юр. отдела БГ оператор что у нас, у туриста, что у его юриста волосы зашевелились в самых нескромных местах от формулировок в ответе про якобы изменение чартерной программы с прикрытием воздушным кодексом. Искренне надеюсь, что на БГ обратят внимание профильные организации- давно пора.
04 декабря, 17:34
НЕ понимаю ажиотажа по поводу этой ЭП. В чём проблема? В том, чтобы указать данные туриста? Так приличными турагентами они и так указывались. Ну будет ещё один способ контроля правомерности действий турагентств и туроператоров - туристам спокойней.
Людмила
04 декабря, 20:39
Татьяна К., а Вы сделайте хотя бы пару бронирований желательно на Нг туры и далее , да у разных ТО по их требованиям.Если у Вас не появится чувство опасности за вынужденные действия , как-то неверно предоставленную информацию (заполнение данных ЭП , дату договора с туристом , расчет и указание суммы договора , в т.ч.при оплате двумя частями и пр., то Вы просто счастливица.
04 декабря, 17:38
вопрос не в ЭП, многие операторы ввели и успокоились, оставив прежние условия сотрудничества. БГ понизил комиссию агентам и накрутил много того, что выполнить не возможно. Вы этот вопрос как раз и задайте ТО, в чем сложность.
04 декабря, 17:37
вопрос не в ЭП, многие операторы ввели и успокоились, оставив прежние условия сотрудничества. БГ понизил комиссию агентам и накрутил много того, что выполнить не возможно. Вы этот вопрос как раз и задайте ТО, в чем сложность.
Ирина
04 декабря, 23:50
Многие направили протоколы разногласий. Ответ интересен, что Договор они могут заключать на любых условиях. Поверьте, уже все возможные методы были использованы

Coral Travel: премиальные отели Турции отмечают активизацию продаж

Россияне меняют Персидский залив на Анталью – туроператор подвел итоги раннего бронирования на встрече со своими франчайзи в Москве

Клиентская активность на туристическом рынке начинает восстанавливаться после спада, вызванного событиями на Ближнем Востоке. В первую очередь, оживление наблюдается в сегменте люксовых туров. Об этом сообщила руководитель отдела по связям с общественностью Coral Travel Марина Макаркова. Блиц-интервью состоялось в отеле «Метрополь», в кулуарах бизнес-ужина, организованного туроператором и турецким отелем Cullinan для франчайзи Coral Travel.

Представители турагентств отметили, что премиальные гостиницы Антальи приняли значительную часть клиентов, которые искали альтернативу отдыху на побережье Персидского залива. «Cullinan в марте вообще на расхват был, — сказала Анастасия Величко, гендиректор «Атлас Отдыха». — многие туристы поехали туда вместо ОАЭ и остались довольны».

Директор по продажам Cullinan Эмре Татар прокомментировал итоги раннего бронирования. Турецкие отели в этом году зачастую продлевают скидки на апрель, чтобы подхлестнуть сбыт. «У нас в этом нет необходимости. Акции завершились точно в плановый срок, — сказал эксперт Cullinan. — Объемы раннего бронирования на российском рынке выросли на 8% по сравнению с показателями прошлого сезона. Это существенно, поскольку 48% всей клиентуры отеля составляют именно россияне».

Одним из главных и самых надежных партнеров Cullinan в нашей стране Эмре Татар назвал туроператора Coral Travel. «Его особое преимущество — умение работать с премиальной клиентурой, активные продажи номеров высокого уровня комфортности, — добавил собеседник редакции. — Можно коротко сказать: без Coral Travel мы — не мы».

В Турции снова сообщают о риске лишения лицензий для тысяч отелей

Отельеры опять не успевают подать отчеты к сроку, но теперь по другой причине

В Турции снова сообщают о риске лишения лицензий для тысяч отелей

После ужесточения контроля за пожарной безопасностью объектов размещения в Турции из-за трагического пожара в Grand Kartal Hotel отельеры вот уже второй год не успевают вовремя выполнить требования регулятора. В прошлом году сотни отелей в Анталье и других регионах Турции были опечатаны из-за того, что не устранили недочеты в системах пожарной безопасности до 31 мая. В этом сезоне есть угроза повторения ситуации, сообщает издание Turizm Ajansi.

Прошлым летом проблема была в том, что множество объектов одновременно обратились за услугами компаний, поставляющих, например, противопожарные двери. Это привело к очередям на выполнение заказов, из-за чего сотни гостиниц не смогли предоставить подтверждение соответствия требования безопасности. В результате они лишились лицензий и вынуждены были приостановить деятельность.

В этом сезоне причина опоздания к сроку предоставления отчетности выглядит менее убедительно. Как сообщают местные СМИ, дату проверки назначают сами отельеры, и в последнее время количество запросов на них резко возросло, что привело к перегрузке контролирующих организаций. Уже сегодня ясно, что часть инспекций пройдет после 31 мая — срока, до которого можно предоставить отчеты. Это вызывает в отрасли опасения относительно возможности отзыва лицензий у отелей.

Система записи на прием для получения отчетов пожарной службы заблокирована из-за высокого спроса на проверки, сообщает турецкое издание. По его данным, трудности с поиском дат для проведения инспекций испытывают отели во многих городах, особенно в Стамбуле.

Сейчас отельеры Турции требуют переходного периода для тех объектов, которые не успевают пройти проверку до 31 мая. Представители отрасли просит разрешить отелям, которые ожидают инспекторов, продолжать работу в этот период. Они подчеркивают, что в противном случае многие гостиницы могут столкнуться с риском отзыва лицензии.

Ранее эксперты Profi.Travel сообщали, что в прошлом году опечатали прежде всего небольшие объекты размещения, работающие по упрощенной лицензии. В их число не вошли крупные и сетевые комплексы, которые в первую очередь популярны у российских туристов.

Как пояснял координатор туроператора Pegas Touristik по СНГ Орхан Санджар: гости не останутся на улице. «Отели никто не опечатывает внезапно и без предупреждения», — подчеркнул он. И добавил: объекты смогут продолжить работу после устранения недостатков. Тем не менее, в прошлом году он предупреждал: туристам будет полезно перед поездкой связаться с гостиницей и подтвердить бронирование.

По словам источника Profi.Travel, названия отелей, которые были опечатаны и вынужденно приостановили работу, не публиковались, чтобы не обрушить дальнейшие продажи. Большинство объектов восстановили лицензии и сумели выполнить свои обязательства перед туристами.

Только важное. Только для профи.​

 

Читайте в Телеграме

 

Все новости в Max

 

Все новости в ВК

 

Написать комментарий

Пожалуйста, нажмите на красный квадрат

Статьи по теме